Появление в доме собаки может являться не только
источником тепла, ласки и дружбы, но и оказывать огромное влияние
на развитие ребенка. Какие задачи развития малышу легче решать
в сотрудничестве с четвероногим другом, расскажет кандидат
психологических наук Нина Пастернак на примере общения своей дочки
и собаки.
— Самое
первое, что дает ребенку появление животного в доме, — это возможность
испытать переживания радости и положительных эмоций. Когда в вашей семье
появилась собака?
— Когда моей дочери было два года, ей подарили щенка колли.
С появлением в нашей семье щенка визгов, радостных криков, смеха дома
стало еще больше, чем было, так как Юлька стала носиться по квартире
не одна, а в веселой компании. Каждый день и утром, и днем, и вечером
собака и ребенок из-за чего-то дрались, потом мирились, снова что-то
делили и так далее.
Вообще, собака давала ребенку колоссальное количество положительных
эмоций, которые возникали, к примеру, когда ребенок, глядя на собачку,
делал совсем не то, что он делать должен. Не скучно было обеим,
а главное, Юлька растет очень жизнерадостным ребенком, притягивающим
к себе тех людей, которые с нею общаются.
— Может ли собака скорректировать или исправить дурное поведение ребенка?
— Более того, собака, в отличие от человека, сделает это безо всякой
критики, проявляя, в отличие от нас, людей, настоящее терпение. Так,
наша двухлетняя Юлька в течение некоторого времени каждый раз после еды
проливала содержимое чашки на пол. Никакие наши словесные увещевания
не помогали: девочка упорно совершала то, что задумала. И, похоже,
ее даже привлекала к этому наша бурная реакция.
Джулька, в отличие от нас, каждый раз после очередной такой выходки
своей маленькой хозяйки шла и вылизывала с пола то, что Юлька пролила.
В конце концов нам тоже надоело безрезультатно бороться с девочкой,
и мы, следуя примеру собаки, стали просто вытирать пол. В результате
победило совместное терпение взрослых и собаки: Юльке вдруг стало скучно
безобразничать, и она начала есть так же аккуратно, как и взрослые.
Или еще один подобный случай: Юля иногда на улице в знак протеста
усаживалась на то место, на котором стоит, не желая двигаться дальше.
Если при этом мы гуляли вместе с Джулькой, та подходила к ребенку
и усаживалась рядом. Получив поддержку от друга, ребенок быстро
успокаивался и мирно продолжал свой путь. А что было бы, если бы
мы каждый раз стали ругаться с двухлетним ребенком, утверждающим свое
"Я" всеми доступными для него способами?
— Как вы считаете: играя с собакой, ребенок, в той или иной степени,
может научиться важнейшему искусству — общению с "равными по статусу" —
со сверстниками?
— В возрасте 2–4 лет такое общение еще чисто ситуативно
и эмоционально, но и оно чрезвычайно важно, ведь приобретается первый
опыт установления и поддержания контактов с другими людьми.
В общении с собакой Юля осваивала нормы взаимного сосуществования.
Так, когда Юля зачем-то била лопаткой собаку, та ей отвечала,
прихватывая Юлину руку зубами, никогда не кусая. Я при этом
не вмешивалась, только стояла рядом. На все Юлькины вопли о помощи
не реагировала: сама виновата, зачем ударила собачку?
Самое интересное происходило тогда, когда ребенок и собака начинали
"делить имущество". К примеру, Юлька вдруг решает, что ей позарез нужен
домик, в котором собака спит. Здесь начинается потасовка, в которой
я тоже отказывалась принимать участие: разбирайтесь сами. Бывало
и обратное: Джуле необходима имена та кукла, в которую в данный момент
играет Юля. Снова начинаются разборки и борьба.
Всегда все эти недоразумения оканчивались миром: Юля вдруг сменяет
гнев на милость, предоставляя Джуле возможность похозяйничать в своем
и ее имуществе.
Вообще, четвероногий друг для ребенка — это лучший психолог
и помощник в вопросах социальной адаптации. Дети, у которых есть собака,
легче остальных вливаются в новый коллектив и заводят друзей. Собака
может помочь застенчивому ребенку вступить в контакт со сверстниками
во дворе, найти приятелей.
— По-вашему мнению, бывает ли так, что у детей, живущих вместе
с животными, руководящие и организаторские качества формируются быстрее,
нежели у тех, кто животных не имел?
— Надо отметить, что в общении с собакой единственный ребенок в семье
проигрывает еще и роль старшего, руководителя, ощущая свою значимость
и беря на себя ответственность по отношению к животному.
У маленького ребенка довольно трудно выработать привычку подчинять
свое поведение слову "надо". Так, когда мы с Юлей остаемся дома одни,
с Джулей надо погулять. А Юле не хочется, она хочет "полежать",
"поспать", "поиграть", "посмотреть мультфильм" и т.д. В этом случае все
мои аргументы в пользу прогулки с собакой оканчивались безапелляционным
заявлением Юли: "Джуля гулять не хочет". Что же делать?
Я,
как правило, все же уговаривала дочку выйти на улицу. Происходило это
оттого, что сами прогулки с собакой ей нравились: они вместе бегали
за воронами, друг за другом, с другими детьми. Результат, на мой взгляд,
таков: собака оказывалась выгулянной, а сама обязанность превратилась
для ребенка в увлекательное времяпрепровождение. Очень важно при
этом то, что у маленького ребенка формировалась полезная привычка —
регулярно делать то, что "надо".
Особенно ярко эта ситуация проявилась зимой, когда Юля с увлечением
каталась вместе с другими ребятишками на ледяной горке около нашего
подъезда. Она в восторге от подобных забав. Но вдруг кто-то запускает
петарду, и наша "смелая" собака летит к подъезду. "Дочка, надо отвести
Джульку домой, а то она потеряется", — говорю я ребенку, которому два
с половиной года. И Юлька безропотно идет провожать Джулю домой, хотя
при других обстоятельствах уговорить девочку делать то, чего
ей не хочется, просто невозможно.
Или же другая ситуация: собака спит, а Юле очень хочется с ней
поиграть. Юля подходит к собаке и достаточно бесцеремонно ее будит,
на что Джуля начинает законно огрызаться. Юля при этом громко
возмущается и жалуется на собачку. "Сама виновата, надо было подождать,
пока Джуля проснется", — слышит в ответ девочка.
Эти слова — "надо немного подождать" — заставляют ребенка подчинять
свое поведение не сиюминутным желаниям, а объективным требованиям
ситуации, что очень важно для формирования волевого поведения.
Конечно, домашний питомец учит ребенка нести ответственность
за других. Малыш осознает, что животное — это не игрушка, и за ним нужно
ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать. Навыки общения с собакой
могут помочь ему и во взрослой жизни, ребенок уже с детства учится
отвечать за свои поступки.
— Может ли собака внести свой вклад и в интеллектуальное развитие ребенка?
— Конечно же, собака лишь дополняет те разнообразные условия развития
в жизни ребенка, создавать которые должны взрослые: живя
в разнообразном мире, полном новых впечатлений и все новых и новых
познавательных задач, ребенок будет развиваться согласно своим
возрастным возможностям.
Но четвероногий друг может стать источником первых знаний о природе.
Ребенок наблюдает за питомцем, за его поведением, отмечает реакцию
на поглаживание, на различные команды. Животное также имеет большое
значение в развитии сенсорики у ребенка. Через органы чувств малыш
воспринимает объекты и учится их называть: форма, величина, цвет, запах,
движения.
На мой взгляд, собака, если она дружит с ребенком, предоставляет ему
дополнительную возможность для развития интеллектуальных навыков
и творческой инициативы. Малыш учится видеть связи и зависимости.
Животное является источником различных видов деятельности, в результате
которых у ребенка формируется наблюдательность, любознательность,
развивается фантазия.
Так, Джулька постоянно ставила перед Юлькой новые познавательные
задачки, которые девочка должна была решать. К примеру, Юлька
по собственному желанию прикрепляла поводок к ошейнику, когда мы шли
с собакой гулять (при этом необходимо оттянуть задвижку на поводке
и вставить в отверстие кольцо ошейника — данное упражнение требует
определенного развития тонкой моторики).
Когда Юля еще только начинала говорить, она на улице, вслед за мною,
давала словесные указания Джуле, что той следует делать. Интересно то,
что Джуля ее понимала и, как правило, именно ей (а не мне) подчинялась.
Ситуаций, когда ребенок должен сформулировать словесный приказ собаке,
во время каждой прогулки возникает множество. А так как именно
с необходимости передать свою просьбу другому лицу и начинается
человеческая речь, выходит, что собака стимулирует речевое развитие
ребенка.
Или такая ситуация: мы вместе с Юлей катаемся вечером зимой
на снегокате около дома; Джуля с нами. Но наша собака боится темноты,
шумов и многого-многого другого. Поэтому когда мы с Юлей хотим еще
погулять, Джуля бежит к подъезду, всем своим видом показывая, что хочет
домой. Здесь начинает рассуждать вслух моя дочка, которой два
с половиной года и которая, достаточно хорошо произнося самые
разнообразные фразы, развернутые высказывания еще не демонстрирует.
Юлина речь сводится примерно к следующему: "Ну что ты, Джуля! Будешь
ты гулять или нет? Ты что, опять пойдешь домой? Чего ты боишься, Люля же
(так называет себя девочка) ведь ничего не боится" и т.д. И это
происходит не раз и не два, а всегда, когда собака очередной раз срывает
нашу прогулку.
Надо сказать, что такую длинную связную речь в этот период Юля еще
не демонстрировала, наверное, просто не было проблемных ситуаций,
стимулирующих сам процесс мышления. Здесь помогла Джуля: создала
ситуацию, когда ребенок волей-неволей должен был высказаться.
В заключение отмечу такой факт: в США собак держат прежде всего ради
детей: в семьях с детьми их около 18 миллионов, а всего в стране — около
26 миллионов.
P.S. Если после прочтения этой статьи хотя бы в одной семье наших
читателей появится четвероногий друг, "Виноград" будет считать свою
задачу выполненной.
И. Миланович
Статья предоставлена журналом "Виноград", №44, ноябрь-декабрь 2011
27.03.2012
Все статьи автора:
Миланович И.
|